Протокол сообщения плохих новостей
Протокол SPIKES для медицинских и ветеринарных врачей
Сообщение плохих новостей один из самых сложных и эмоционально тяжелых аспектов работы врача. Неправильно проведенная беседа может привести к непониманию, отрицанию, гневу и конфликту.
Протокол SPIKES - это структурированный, эмпатичный и проверенный подход сообщения плохих новостей, который помогает провести тяжелый разговор, сохраняя доверие и обеспечивая поддержку.
S - P - I - K - E - S
ЧТО ТАКОЕ SPIKES:
SPIKES - это аббревиатура, представляющая собой пошаговый план беседы. Каждая буква обозначает ключевой этап беседы
S (Setting) - Подготовка обстановки
На этом этапе врачу рекомендуется выделить в расписании достаточно времени для разговора с пациентом, обеспечить помехи (телефон, присутствие посторонних людей и т.д.). Когда место общения готово - приглашайте всех ключевых участников разговора: пациент, владелец питомца, члены семьи. Представьтесь и убедитесь, что все присутствующие знакомы между собой. Найдите себе место, чтобы быть на одном уровне с собеседниками, без барьеров.
P (Perception) - Выяснение восприятия
Задайте открытые вопросы собеседникам, чтобы понять уровень информированности о состоянии и их ожидания. Например - "что Вы уже знаете о своем состоянии?", "Как вы оцениваете состояние Вашего питомца на данный момент?".
Данные вопросы помогают Вам начать разговор с уровня знаний собеседника и скорректировать возможные заблуждения.
I (Invitation) - Получение приглашения
Спросите, в каком объеме собеседник хочет получить информацию. Например - "как Вы хотите получить информацию: подробно или в общих чертах?".
Некоторые пациенты или владельцы питомцев могут быть не готовы услышать всю информацию сразу - уважайте их право на это.
K (Knowledge) - Сообщение информации
Сообщите информацию о состоянии/болезни четко, просто, без жаргона.
Начните с "сигнального выстрела": к сожалению, у меня не очень хорошие новости.
Говорите небольшими порциями, используйте паузы. Они нужны для принятия и переваривания информации.
Избегайте слов "неизлечимо" или "безнадежно". Сфокусируйтесь на фактах и дальнейших шагах.
E (Emotions&Empathy) - Эмоции и эмпатия
Внимательно наблюдайте за эмоциональной реакцией (шок, гнев, слезы, отрицание).
Ответьте на эмоции эмпатически - назовите эмоцию, покажите, что вы ее понимаете. Например - "Я вижу, как для Вас это тяжело", "Я вижу, как Вы любите Муську и понимаю, насколько это тяжело для вас". Важно понимать, что эмпатия - это не сочувствие, а понимание и признание чувств.
Используйте молчание и невербальные знаки (кивок, взгляд).
S (Strategy & Summary) - Стратегия и резюме
После того, как первые эмоции улягутся, предложите четкий план дальнейших действий.
Обсудите возможные варианты лечения, паллиативной помощи или эвтаназии.
Кратко резюмируйте ключевые моменты разговора.
Убедитесь, что Ваш план реалистичен и понятен.
Договоритесь о следующем контакте с пациентом или владельцем питомца.
Вывод
Протокол SPIKES - это не жесткий сценарий, а гибкая система поддержки пациента/владельца питомца в тяжелый момент. Данный протокол не сделает разговор легче, но он сделает его профессиональным, человечным и конструктивным. Использование протокола дает пациенту и владельцу чувство поддержки, понимание и четкое направление движения в эмоциональном шторме.
Контакты:
+7 996 911 73 65
medvetcode@gmail.com
Made on
Tilda